Оставлю это тут. Разговариваем с Петькой о выборах. Явка высокая, подключены все возможные административные ресурсы, рожениц заставляют голосовать в больницах, рабочих привозят на автобусе и следят, со студентов и сотрудников предприятий требуют бумажек и селфи.
Я говорю:
— Я не понимаю. Если тебя принуждают к демократическому акту, то это издевательство над демократией. Неужели люди, которых заставляют явиться на участок, голосуют, а не портят бюллетени? Если есть возможность ответить на насилие, на нарушение твоей свободы, твоих прав?..
— Для этого надо хотя бы понимать, что такое насилие и что такое нарушение свободы...
И да. Это так. Мы — наше общество — не чувствительны к попранию нашего достоинства, наших границ, наших свобод. Для нас это обыденность. Мы плохо понимаем, где над нами осуществляется насилие. И нам проще подчиниться и сделать то, что от нас хотят.
Люди, которых привозят голосовать насильно, и они голосуют — не граждане. Они отказываются от выбора. Они не протестуют против насилия над гражданином. Я не говорю о случаях, когда у человека нет выбора и на кону жизнь (когда заставляют голосовать заключённых или солдат, а их всегда заставляют, насколько мне известно). Но вот ты свободный человек, тебе пригрозили или намекнули, ну не будь ты овцой, пришел на участок — так испорть хотя бы бюллетень!